Попросила цыганку погадать. Та посмотрела на мою ладонь и молча вернула деньги. // — Кто это воет на болотах, Бэрримор? — Кто угодно, сэр. У всех есть повод повыть на болотах.
На всякий случай уточню, что речь:
а) только о литературных произведениях и сценариях, но никак не о фильмах
б) о правдоподобном и убедительном образе, который складывается из мыслей, слов и поступков героя, а не только из ничем не подтверждённых авторских характеристик в стиле "Знайка был очень умный".

Вопрос: Как по-вашему, может персонаж быть умнее своего автора?
1. Нет, это невозможно 
77  (30.43%)
2. Разве что незначительно 
17  (6.72%)
3. Да, если автор очень талантлив 
82  (32.41%)
4. Да, при каких-то ещё особых обстоятельствах (каких - скажу в комментах) 
11  (4.35%)
5. Да, такое вполне реально 
48  (18.97%)
6. Не знаю, никогда не задумывался над этим, но проголосовать хочу 
18  (7.11%)
Всего:   253
Комментарии
02.11.2013 в 22:52

Запросто, если:
1. Персонаж будет быстро анализировать ситуацию, над которой автор думал неделю.
2. Автор откопает малоизвестную читателям реальную историю, в которой умный человек в определённых обстоятельствах как-то себя повёл. И стырит (адаптирует).
3. Понятие "Умный" удастся незаметно подменить другим понятием. "Информированный", например.
02.11.2013 в 22:55

Попросила цыганку погадать. Та посмотрела на мою ладонь и молча вернула деньги. // — Кто это воет на болотах, Бэрримор? — Кто угодно, сэр. У всех есть повод повыть на болотах.
Кьюзи, спасибо, интересное мнение.
02.11.2013 в 22:56

Если персонаж разгадывает какую-то тайну - то писатель же осведомлён обо всём, и отчего бы ему не подвести персонажа к разгадке так, чтобы даже искушённый читатель поверил, что он сам). Конечно, для убедительности нужен определённый талант и/или достаточный опыт в сочинении подобных сюжетов.
А если сюжет исключительно житейского характера без малейшей (около)детективной составляющей, то имхо, у каждого своё определение, что такое ум и, например, "он повёл себя умно".
02.11.2013 в 23:05

Будь альтруистом - уважай чужой эгоизм (с) Ежи Лец
А может ли актер сыграть гения, если сам не гений? Герой книги - это фантазия, фикция, проявления его личности так же конструируются автором, как выдуманный мир или сюжет. Автор может сочинить персонажа каким угодно, вопрос в продуманности, информативной базе и знании человеческой психики достаточно, чтобы достоверно ее имитировать; умным быть, конечно, не помешает, но гением - не обязательно. Мало ли книг написано о гениях? Думаю, большинство их авторов обычные люди, пусть и умные в своей области.
02.11.2013 в 23:12

Вера и верность!
Герой может быть умнее автора, но только в том случае, если автор и сам - не дурак.
02.11.2013 в 23:13

У авторов еще бывают консультанты, порой и больше одного. А еще у автора на полке могут справочники стоять. Так что если объединить все, что знают эти люди и книги, да, герой на фоне автора чаще всего натурально вассерман.
02.11.2013 в 23:30

Ну, "умный" точно не есть "эрудированный". Про эрудицию-то вопросов никаких, слава добрым докторам справочникам и консультантам!
Равно как описание человека, способного запомнить тысячу страниц текста с одного прочтения или за считанные секунды расшифровать код в уме, вовсе не предполагает наличия у автора даже средних способностей в данном виде деятельности)
03.11.2013 в 05:12

Автору нужно быть очень умным чтобы создать персонажа умнее себя, и желательно - умнее читателя. Сомневаюсь я что Рекс Стаут решал очень сложные задачи и понимал "где собака зарыта" когда никто не мог понять всего-лишь после пары минут интенсивного раздумывания. Тоже с Агатой Кристи или Артуром Конан-Дойлом. Другое дело - представить все это действительно так чтобы читатель сам думал - "каков же гений!" действительно без тыканья на то читателя носом или попытки сделать из книжного персонажа этакую ходячую Википею... тут и талант нужен, и ум, и определенный опыт.
03.11.2013 в 06:06

Ритуал появляется после утраты справедливости. В ритуале - начало смуты
Нет, кроме случая, когда автор персонажа стырит (адаптирует).
То же самое относится и к персонажам старше/опытнее автора.

К детективщикам это тоже относится: автор просто не сможет придумать ситуацию, которую он сам бы не решил при тех же исходных данных.
04.11.2013 в 10:13

Во-первых, в крепости нет пороха...
Мне всегда казалось, что нет. Мудрее, хитрее, сообразительнее, эрудированнее, с лучшей памятью, большими талантами и способностями - да, умнее - нет. Но, возможно, это скорее подгонка понятия "умный" (у которого есть, как известно, дофига значений) под этот самый инвариант между автором и персонажем - некую вычислительную мощность, которая может быть направлена на разные вещи (например, решение задачи и составление решаемой задачи), но остается при этом одинаковой.
05.11.2013 в 00:55

name's Hades, lord of the dead. hi, howya doin'?
Мудрее, хитрее, сообразительнее, эрудированнее, с лучшей памятью, большими талантами и способностями - да, умнее - нет.
Именно это и хотел написать, собственно. Если автор не может до чего-то додуматься, соответственно не сможет и герой. Разумеется, простая констатация без объяснений, вроде "герой подумал и решил задачу" - не считается.